«Видоизмененный углерод»: красивый и напряжённый киберпанк-детектив, который удивляет |
![]() |
22.02.18 01:01 |
![]() 2 февраля на Netflix вышел «Видоизмененный углерод» — самый дорогой фантастический сериал за всю историю проекта. Новинка получила голливудский визуальный ряд, зрелищные драки, море крови и вагон обнаженных тел, но не оправдала ожидания по глубине сюжета и философских подтекстов. Мы выяснили чем хорош и чем плох нуарный киберпанк-детектив и постарались ответить на вопрос стоит ли тратить время на его просмотр.
Сначала была книгаВ 2002 году, на волне мегапопулярности трилогии «Матрица», вышла дебютная книга английского писателя Ричарда Моргана «Видоизмененный углерод» (точный жанр произведения — космический посткиберпанк). По ее сюжету, в XXIV веке человечество колонизировало другие миры, открыло инопланетную технологию Древних и научилось переносить сознание и личность в любое тело. Электронный разум хранится в специальных стеках, которые вставляются в затылок. Полностью человек погибает, только если уничтожить его стек. Так люди стали менять старые тела и проживать несколько жизней, а самые богатые, они же мафы (от библейского долгожителя Мафусаила) придумали как выживать даже в этом случае — каждые двое суток электронное сознание копируется в облако. Поэтому даже если стек владельца уничтожить, он возродится в своем клоне, но не будет помнить события последних двух дней. Подобное случилось с самым богатым мафом будущего Лоренсом Бэнкрофтом. Его застрелили в собственном кабинете и он жаждет выяснить кто это сделал. Полиция в тупике, поэтому он нанимает Такеши Ковача — члена спецотряда Протектората под названием энвои. Тот берется за дело и попутно выясняет другую подноготную хозяина и других мафов. ![]() ЭкранизацияПрава на экранизацию «Видоизмененного углерода» купил голливудский продюсер Джоэл Сильвер («Матрица», «Хищник», «Крепкий орешек», «Коммандо»). Он рассчитывал снять по книге новый блокбастер в духе популярной «Матрицы», но у его сценаристов возникли проблемы с переносом романа на экраны. Время шло, а исключительные права на съемки подходили к концу, но Warner Brothers и Сильвер так ничего и не сделали. Спустя годы права получил Netflix, а его продюсеры решили снять не фильм, а десятичасовой сериал, чтобы лучше раскрыть историю, персонажей и мир Сан-Франциско в киберпанк-стилистике. Сценаристом назначили Лаэту Калогридис («Александр», «Следопыт», «Остров проклятых»). Естественно книгу переделали под нужды телешоу и внесли некоторые сюжетные правки. Так у Такеши Ковача (Юэль Киннаман) появилась сестра Рэилин Кавахара (Дичен Лакмэн)и любовь в лице лидера повстанцев-энвоев Квелкрист (Рене Голдсберри). В сериале энвои превратились в независимый отряд революционеров, который выступает против перенесения разума в стеки. Также добавили сон главного героя на 250 лет, хотя по книге он просто никогда не был на Земле, а попал сюда после смерти тела из родной планеты Харлан. ![]() Что же касается размаха проекта, то тут боссы Netflix решили не поскупится и сделать самый дорогой сериал в своей истории. По слухам, бюджет каждой из 10 серий составил 7 млн долларов. По другой версии, общие расходы на сезон достигли 100 млн долларов. В любом случае, то ли из-за выхода «Бегущего по лезвию 2049» и связанного с этим ажиотажа (который как мы знаем финансово не оправдался), то ли из-за попытки создать на скудном рынке новый конкурентоспособный космический сериал (кроме «Пространства» и «Звездного Пути: Дискавери» сейчас нет ничего достойного в этом сегменте) продюсеры расщедрились и забабахали «Видоизмененный углерод». Не так глубоко, как казалосьКнижный «Видоизмененный углерод» — жесткий, бульварный детектив, с рубленными фразами, насилием, сексом и брутальным главным героем. Роман написан в стилистике Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера с примесью ранних работ Уильяма Гибсона. Это же касается и сериала. Такеши Ковач в исполнении Юэля Киннамана получился накачанным мачо, который оказывается, после почти трех веков забвения, в мрачном неонуарном Сан-Франциско. В духе жанра, первое что делает герой после выхода и криосна — это злит горячего сержанта полиции Кристин Оргета (Марта Игареда), находит себе убежище в лице ИИ-отеля «Ворон», вдохновленный творчеством Эдгара Аллана По, расправляется с толпой бандитов, а потом спит с женой нанимателя Лоренса Бэнкрофта (Джеймс Пьюрфой). И только потом приступает к расследованию. ![]() Визуально сериал выглядит безупречно: панорамный вид города будущего сделан на уровне голливудских блокбастеров. Мрачные, мокрые неоновые улицы затягивают призывами, разноцветными зонтиками, дождем, китайской едой и пороком. То же касается заоблачных небоскребов богачей-мафов. Но во всем остальном заметно, что это сериал: большая часть сцен снята в тесных стилизованных комнатах, а планета Харлан показана как зеленый мир с деревьями, камнями и причудливыми растениями Древних. Никакого космоса, межзвездных кораблей и тому подобного. ![]() Научно-фантастическая глубина проекта после пары серий оказывается мнимой. Кроме заигравшихся в богов мафов и неокатоликов, которые не записывают себя на стеки, а предпочитаю прожить одну жизнь, в сериале больше не о чем задуматься. Первым надоели столетия жизни и они выдумывают себе развлечения по изощреннее, а вторые считают, что после оцифровки сознания душа уходит и то что остается в стеке уже не человек, а его копия. Возможно этого и добивались создатели — «Видоизмененный углерод» нужно смотреть глазами, а не умом и как страницы крутого детектива, судорожно перелистывать серию за серией. Тут много крови, драк, расчлененки и жестокости, а сюжет натягивается как струна и не провисает почти до конца. Помимо экшена в сериале много разговоров, а то без них в продуманный мир «Углерода» был бы совсем непонятен. А так важные аспекты зрителю разжевывают с помощью общения героев. Но даже с такими усилиями следить за нюансами истории, сменами тел и другими особенностями сюжета, тяжело. Например, главный герой Такеши Ковач предстанет перед зрителем в четырех разных телах: маленький Такеши, взрослый Такеши в исполнении Уилла Юна Ли, взрослый Такеши в исполнении Байрона Манна и последний взрослый Такеши, которого сыграл Юэль Киннаман. Это тяжело даже на словах, а воспринимать это еще сложнее. ![]() Часто сюжет разбавляется обилием секса, постельных сцен, голых тел, моря пятых точек и женских грудей. Обнаженка всех сезонов «Игры престолов» просто детский утренник по сравнению с десятью сериями «Видоизмененного углерода». Под конец сезона это раздражает, а все главные и второстепенные персонажи раздеваются далеко не по одному разу. На этом фоне впечатляет только драка сержанта ортеги с голыми клонами сестры Ковача. И еще на счет тел. Странно, что при подборе актеров взяли так много людей с неидеальными формами — ведь в мире будущего богачи обеспечивают себя лучшими оболочками, а по факту перед нами симпатичные, подтянутые, но все же дряблые тела актрис, которым далеко за тридцать. Почему нельзя было провести более узконаправленный кастинг? Реалистично и забавно показали виртуальную реальность. Когда персонажи в ней, то сразу понятно, что это вирт — пространство искривляется, кадр расширяется, добавляются всевозможные визуальные фильтры, а угол съемки заваливается. Отлично показан и маркетинг будущего, когда виртуальной и голографической рекламой завален буквально каждый сантиметр пространства, а чтобы избавиться от нее приходится носить специальные заглушки, иначе от обилия рекламных роликов можно сойти с ума. ![]() Что же касается актерской игры, то тут она на уровне. Такеши Ковач в исполнении Юэля Киннамана вышел хоть и однобоким, зато убедительным и симпатичным. Марта Игареда в роли Кристин Ортеги иногда казалась одинаковой, но важные сюжетные моменты отыграла более чем достойно. А вот персонаж опытного Джеймса Пьюрфоя вышел вялым. На протяжении всей истории Лоренс Бэнкрофт то был монстром, то новым Илоном Маском, то мучеником, то тираном, то похотливым животным, но ни в одной из этих ипостасей он так и не зацепил. Еще немного о цельности проекта. Приготовьтесь к тому, что почти до конца сезона будете смотреть серию за серией, но главная история брата с сестрой и предпосылки к ней, будут непонятны. И не удивляйтесь, потому что сценаристы запихнули объяснение происходящему аж в седьмую серию. Так что придется потерпеть. Что же касается финала, то он вышел на удивление «хэппиэндовым» и мягким. Правда это же выбило проект из рамок нуарного киберпанка. Жанр обязывает персонажей на смерть, мучения, несправедливость и тому подобное. Хотя главный герой все же остался на распутье и ушел в закат в поисках ответов. ![]() Радует, что сериал смотрится как цельный проект без оглядки на продолжения. Второй сезон вроде как будет, книг то ведь три, но в Netflix решили на всякий случай сделать финал закрытым. Что в итогеТрейлеры сериала показывали глубокий, классический киберпанк с философским подтекстом и эффектной картинкой. На деле оказалось, что «Видоизмененный углерод» — это зрелищный киберпанк-детектив с брутальным героем, обилием голых тел, бодрыми драками, сюжетным экшеном и слабыми посылами на подумать о вечной жизни, смерти и ничтожности человеческого тела над душой. А еще это очень красивый и шикарно стилизованный атмосферный проект, равных которому давно не было на малых экранах. 6 причин смотреть «Видоизмененный углерод»:
3 причины не смотреть «Видоизмененный углерод»:
Что смотреть, если понравился «Видоизмененный углерод»:
Что читать, если понравился «Видоизмененный углерод»:
Во что поиграть, если понравился «Видоизмененный углерод»:
Для тех, кто хочет знать больше: |